Геосканирование речных глубин с беспилотника
Эксперимент по внедрению уникальной отечественной разработки, которая дает возможность исследовать глубины водных путей с воздуха, проходит в ФГБУ «Канал имени Москвы». Такого рода аналогов прибора нет нигде в мире. При успешном внедрении новых технологий, процесс изучения дна будет проходить быстрее и с меньшими затратами.
Теперь для промера речных судоходных глубин используется радиочастотное геосканирование с воздуха. Регулярные промеры водных путей необходимы для организации безопасного судоходства. Если в ходе исследований акватории фиксируются отклонения от нормы (глубина на том или ином участке водных путей меньше нужной величины), возникает риск для судоходства, судно может сесть на мель или произойти аварийная ситуация. В других странах есть приборы для измерения морских глубин, но они дают достаточно большую погрешность в 1 м, что для речного судоходства недопустимо.
Новое оборудование весит около 3-5 кг. Сегодня его размещают на борту вертолета, который совершает облет акватории Москвы-реки и таким образом определяет глубины судового хода. Разработчики радиочастотного геосканера должны обеспечить точность замеров и снизить габариты установки для размещения на беспилотном летательном аппарате. «Если тестируемый прибор покажет хорошие результаты, его дальнейшее использование будет очень эффективным. Мы получим существенную экономию времени промеров и их стоимости, – сообщил руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин. – Сегодня процесс русловых съемок довольно кропотливый и небыстрый. На изучение 5 км речной акватории традиционным методом требуется порядка 4-5 дней: промерное судно проходит 1,5 км в день. Новый аппарат радиолокационного зондирования с воздуха считывает все 5 км за 10-30 минут».